уторак, 16. новембар 2010.

ЖИТИЈА СВЕТИХ


Св. великомуч. Георгије
Овога дана празнује се пренос моштију св. Георгија из Никомидије у град Лиду Палестинску, где пострада у време цара Диоклецијана. Страдање овога дивног светитеља описано је под 23. априлом. Пред смрт своју умоли св. Георгије слугу свога, да му узме тело по смрти и пренесе у Палестину, одакле му и мајка родом беше, и где имаше велико имање, које раздаде сиромасима. Слуга тако и учини. У време цара Константина буде сазидан у Лиди красан храм св. Георгија од стране побожних хришћана, па приликом освећења тога храма пренесу се у њ мошти светитељеве, и ту сахране. Безбројна чудеса догодила су се од чудотворних моштију св. Георгија, великомученика Христова. Георгије мучениче, Георгије победниче: О смилуј се сада нама, Заштити нас молитвама Пред престолом Христа Бога, Нашег Спаса свемоћнога: Да се муке не страшимо, Да трпљењем победимо! Георгије мучениче, Георгије победниче: Кроз муке си победио, И кроз смрт се прославио, Све си држ’о јевтиније Од истине, Георгије, Власт и част си земну дао, Уз живог си Христа стао. Георгије мучениче. Георгије победниче, Трвен, ломљен, страшном муком Ти си држан Божјом руком, Све ти муке беху лаке — Због Божије руке јаке. Сви се теби поклањамо, Твоје име прослављамо. РАСУЂИВАЊЕ Између многобројних чудеса св. Георгија прича се једно овако: на острву Митилени беше црква св. Георгија великомученика и победоносца. Житељи целог тог острва стицаху се тој цркви о годишњем празнику свечевоме. Сазнавши за ово Сарацени са Крита, ударе једне године о празнику на то острво, те поплене и поробе, па се врате на Крит. Том приликом би заробљен и један красан младић, кога пирати дароваше кнезу своме на Криту. Кнез га прими и постави за свога трпезара. Родитељи младићеви беху у превеликој тузи за сином својим. Када прође година, и опет дође дан св. Георгија, тада тужни родитељи, сходно обичају староме, постављаху трпезу и гошћаху многе госте. Сетивши се сина свога мајка бедна оде пред икону свечеву, паде по земљи и поче молити св. Георгија, да јој како зна избави сина из ропства. Па се врати мајка гостима за трпезом. Тада домаћин диже чашу и напи у славу св. Георгија. У том тренутку обрете се син њихов међу њима држећи у руци једно стакленце с вином. Када га сви питаху с изненађењем и страхом, одкуда и како се обрете он ту? младић одговори, да баш кад је хтео наслужити вино своме господару на Криту, појави се пред њим неки витез на коњу, узе га к себи на коња, и пренесе га тренутно у дом родитеља његових. Сви се удивише и Прославише Бога и дивнога светитеља Његова Георгија војводу и победоносца. Тропар великомученика Георгия глас 4 Яко пленных свободитель и нищих защититель, немощствующих врач, православных поборниче, победоносче великомучениче Георгие, моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак великомученика Георгия глас 8 К возбранному и скорому заступлению Твоему прибегше, вернии, молим избавитися, страстотерпче Христов, от соблазн вражиих воспевающим тя, и всяких бед, и озлоблений, да зовем: радуйся, мучениче Георгие.


ПАТРИЈАРХ ПАВЛЕ


Да не будем рабами греха!
Веруя в Господа, осуществляем смысл жизни

Господь для нас, верующих, – все. Он – хлеб жизни, Он – вода живая, Он – свет, Он – пастырь добрый. Так что Он – все для нашей жизни. Веруя в Него, мы живем Им и этим осуществляем смысл и цель нашей жизни и делаемся способными войти в непреходящее блаженство Царства Небесного. Вот потому всегда и нужно помнить, что живем мы – Христом. Говорит святой апостол Павел: «Уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2: 20). Этой жизнью вечной, живя во Христе и со Христом, мы, повторю еще раз, осуществим смысл и цель своей жизни, а это, по святым словам Евангелия, есть блаженство непреходящего Царства Божиего. В это-то блаженство Царства Небесного войти уже в этом мире желаю и вам, и себе.

О христианской ревности

Спаситель выгнал торговцев из храма, как об этом говорится у апостола Иоанна, из ревности, потому что после этого события ученики его вспомнили, что к нему относятся слова: «Ревность по доме Твоем снедает Меня». Здесь Господь показывает нам пример ревности. Но если мы хотим в любой ситуации знать, какой должна быть наша ревность, то необходимо обратить особое внимание на слова апостола Павла о тех представителях народа иудейского, которые не приняли Христа. О них апостол говорит: «Ибо свидетельствую им, что имею ревность по Боге, но не по рассуждению» (Рим. 10: 2).

Истинная ревность есть та, которая разумная, евангельская, как та, что показал Спаситель. Такую ревность должны иметь и мы – разумную ревность. Если ее будем иметь, то избежим любого фанатизма и всяких перегибов. Да поможет нам Господь, чтобы и мы имели ту же ревность в добродетели и в отношении всякого доброго дела, какую и Он имел по отношению к дому Отца Своего!

О бесконечной любви Божией

Дорогие братья и сестры, вот мы имеем пред очами духовными ту бесконечную любовь Божию Сына Божия, Который ради нас, грешников, сошел в этот мир, родился как человек, претерпел все гонения, страдания, а напоследок крест и смерть – нас ради и нашего спасения, из любви к нам. Любовью к Нему и ответим. Хоть мы и не богатые цари, которые принесли ему золото, ливан и смирну, но принесем ему чистые сердца и чистые души, дабы, когда предстанем пред Ним, Он признал нас и принял как своих. И об этом всегда повторяю я и себе, и вам, и всем, кто имеет уши, чтобы слышать, дабы предки наши возрадовались, когда мы предстанем пред ними, узнали в нас своих потомков и приняли как своих самых родных. Бог вас благословит!

Смирение – мать добродетелей

Смирение, братья и сестры, мать всех евангельских добродетелей, ибо Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Тот, кому противится Бог (ибо, по сути, сам он, грешник, противится Богу), не может иметь никакой благодати, никакого преуспеяния ни в чем. Он получит вечную погибель, если не покается. Так что смирение – это фундамент и основа всех евангельских добродетелей. Это не означает пассивность, это не духовная мертвенность. Напротив, смирение требует огромной силы, чтобы мы преодолели в себе гордость – грех, превративший ангела в диавола. И это смирение имела Пресвятая Богородица, а те особые качества Ее, благодаря которым Она удостоилась быть Матерью Сына Божиего, – это были как раз духовные качества – добродетели, которые Она – с помощью Божией, но Сама – проявила.

Поэтому святой Иоанн Златоуст напоминает христианам-родителям, как важно трудиться над тем, чтобы в своих дочерях и сыновьях развить эти добродетели. «Ты, – говорит он, – стараешься приготовить своей дочери богатые дары, одеть ее в шелк и бархат и украсить ее золотыми украшениями, а посмотри на Ту, Которая избрана быть Матерью Сына Божиего!» «Вся слава дщери Царя внутри», – говорит пророк Давид (Пс. 44: 14). Над этим нужно трудиться: чтобы дочь и сын стяжали эту внутреннюю красоту и сохранили ее. Сие да будет основной и главной обязанностью родителей, особенно матерей! Это, конечно, не значит, что родители не должны заботиться и о материальных нуждах своих детей, чтобы обеспечить им возможность начать и вести самостоятельную жизнь. Но превыше всего – постараться своей жизнью и своей верой православной способствовать тому, чтобы дети стяжали эти внутренние сокровища, начиная со смирения и затем до любви, которая есть венец совершенства, наисовершеннейшая из всех добродетелей.

Жить по науке евангельской каждый день, час и минуту

То, что будут делать другие, зависит от них, находится в их руках, но то, что будем делать мы, – в наших руках. Бог ждет от нас, ждут от нас и наши святые предки, чтобы мы всегда поступали как народ Божий, как люди сознательные, как те, кто знает, что делает. Ибо есть и такие, кто этого не знают, по словам Господа, сказанным на кресте о тех преступниках, которые под крестом ругались Ему, а Он молился Отцу: «Отче, прости им: не ведают, что творят». Итак, мы, братья и сестры, будем же всегда теми, кто знает, что творит, и будем же делать и совершать то, что нужно, и вести себя согласно евангельской науке. Ибо христианство есть знание науки евангельской, науки Господа Иисуса Христа, и жизнь по этой науке каждый день, каждый час, каждую минуту.

Да не будем рабами греха!

Есть две свободы, братья и сестры, и два рабства. Одно – свобода здешняя, мирская, свобода этого мира, а другая свобода – свобода от греха. Таким образом, одно – это рабство в этом мире, происходящее от людей преступных и вообще от сильных мира сего, а другое рабство – греху. Бесспорно то, что мы и телесные, что мы и земные, и нам необходима свобода в этом мире. И как для нашего народа и для всех других правдолюбивых и истинолюбивых народов необходима свобода! Но мы состоим и из души, и для нас необходима свобода и от греха.

Та первая свобода, как и жизнь, пройдет и проходит. Но свобода от греха, свобода праведников – никогда, и она соединяет нас со всеми святыми в Царстве Небесном. Так что следите за тем, чтобы мы не были рабами греха. Вы знаете и по себе, и по другим, каково это рабство. Наименьшие, скажем так, страсти, которые мы приобретаем, – а какое это рабство! Вспомните хотя бы курильщика, пьяницу, я уж и не говорю о других грехах, блуде и преступлениях. Сколь великое это рабство!

Царство Небесное – наше истинное отечество и родина

Будем стараться проявить свою веру в святых и благородных делах, и тем самым приблизиться к Богу и быть достойными наших предков, которые это умели и это делали в этом мире и потому вошли в Царство Небесное, которое есть наше настоящее отечество и родина. И будем помнить, в чем истинный смысл нашей жизни, чтобы здесь своей святой православной верой и жизнью по этой вере заслужить тот непреходящий мир, блаженство в мире том с блаженными небесными силами и блаженными отцами и матерями нашими вблизи Бога, в единстве Церкви Божией, пришедшей во славе. Это говорю всегда и себе, и вам, братья и сестры, ибо нам предстоит уйти из этого мира и предстать пред праведным Судией.

Неверующие упрекают нас, что мы, православные священники, не только напоминаем верующим о смерти, но и пугаем их ею. Это не так. Мы и себе, братья и сестры, и всем тем, кто имеет уши, дабы слышать, говорим лишь истину: мы оставим этот мир. Это знают и неверующие, но они не знают и не хотят знать о том, что душа бессмертна и что она предстанет пред лицом Божиим, чтобы принять или блаженство вечное, или муку вечную. А мы должны это знать, должны быть теми, кто понимает, что делает.

Сердце наше будет чистым, если мы потрудимся очистить его от греха

Сердце наше будет чистым, если мы потрудимся очистить его от греха. Диавол всевает в наш ум и в сердце наше злые мысли, грешные мысли. Если мы будем стараться всеми силами отгонять эти мысли от себя, тогда сердце наше будет чистым. Но если диавол найдет в нас своих помощников, и мы будем задерживаться на грешных мыслях, будем их лелеять, подогревать, и они будут расти и перерастать в грех, то мы сами будем виноваты. Множество раз нам говорили – и говорят так, как правило, люди этого мира, неверующие: «Покажите нам Бога – и тогда и мы будем верить!» Не понимают они, что сердце – это то зеркало, то око, которым можно увидеть Бога. А каково наше и их сердце, насколько оно помрачено грехами, да так, что в нем не может ни отражаться, ни быть видим Бог Всесильный и Всечистый! Так что это-то и надо иметь в виду.

О нашем времени

Повторяю и себе, и вам: нас Господь послал в наше время и дал нам задачи, которые каждый из нас должен выполнить и в своей семье, и в обществе, и в Церкви, и во всем человечестве.

И говорю еще, опять повторяя: выполним ли мы эти задачи с полной силой, которую дал нам Бог, и полным желанием, – все это зависит от нас. Мы часто говорим, что если бы мы родились в какое-то более счастливое и лучшее время, то были бы лучше. Это только отговорка! Бог дал нам силы в тот же момент, когда нас поставил в это время, такие силы, какие нам необходимы при Его благодатной помощи, чтобы мы выдержали, одолели и выполнили свои задачи.

Если мы будем расточать силы на ничтожные вещи, то не будем иметь их для того, что важнее всего. И, кроме того, будем жить противно тому, что Бог заповедал, и не захотим после идти Его путем. И уйдем в противоположном направлении и заслужим муку вечную. Блаженство Царства Небесного – то, чего «не видел глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2: 9), – или мука вечная, «где червь их не умирает и огонь не угасает» (Мк. 9: 44).

О следовании за Христом

Отказ христианина нести крест есть отречение от Христа. Невозможно быть Христовым учеником без готовности к трудностям. Важно, чтобы мы не устраивали трудностей другим, а трудности, происходящие от мира, который «во зле лежит», сознательно принимали как путь, как крест свой. «Пойдем, – говорит Он юноше, – за мной». А тот отвечает: «Господи, дай мне прежде пойти похоронить отца моего». А Иисус ему говорит: «Оставь мертвым погребать своих мертвецов, а ты иди за мной благовествуй Царство Божие». Отец этого юноши был еще жив, а Господь говорит о нем, что он «мертв». Для него мертвы и те, кто еще живы в этом мире, но не имеют веры в Него, и живущие по духу сего мира, лежащего во зле и преходящего. Мы всегда должны иметь в виду то, что знали наши предки и во что веровали: лучше быть мертвым ради Христа и мертвым в очах мира сего, чем быть мертвым в очах Христовых. И настолько мы должны быть преданы Христу. Это не значит, что мы ищем смерти. Правило христианского мученичества – не искать мученичества.

Мы не вызываем мученичество, но когда столкнемся с вопросом – или отречение от Христа или лишиться головы, тогда мы должны избрать путь матери Евфросинии, которая говорила своему сыну: «Лучше потерять голову, чем осквернить душу грехом!» Умерев за Христа, мертвый человек жив пред Богом и жив в Боге, в Царстве Небесном. Мертв пред Ним лишь не кающийся и не верующий в Него грешник.